Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)
Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) – это комплексное трасолого- автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения ТС, расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения, наезда, опрокидывания.
Объекты судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.
Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на месте ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.
В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:
- определение механизма столкновения ТС, опрокидывания, наезда на неподвижное препятствие;
- установление характера и траекторий движения ТС до и после ДТП;
- установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
- установление угла столкновения ТС;
- установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
- установление расположения места столкновения ТС или места наезда на пешехода;
- установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первичного контакта;
- установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
- установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
- установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС;
- установление возможности получения механических повреждений, имеющихся на транспортных средствах, при взаимном контактном взаимодействии.
Наряду с приведенными существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно- медицинской экспертизой:
- установление механизма наезда на пешехода;
- определение места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
- установление взаиморасположения человека и частей ТС в момент первичного контакта;
- получение объективной информации об условиях травмирования для ее сопоставления с показаниями свидетелей.